"Чайка" А. П. Чехова
Действенно-психологический анализ пьесы Антона Павловича Чехова "Чайка"

  • Литература
  • 1 - Главная
  • 2 - Действенно-психологический “Чайки” анализ как основа литературоведческой интерпретации
  • а - Подтекст или “подводное течение” пьесы
  • б - Режиссёрский анализ пьесы
  • в - Психологическая основа действенного анализа
  • г - Некоторые особенности передачи информации о поведении героев "Чайки"
  • 3 - Результаты действенно-психологического анализа
  • а - До выхода на сцену
  • б - 1 акт
  • в - 2 и 3 акты
  • г - 4 акт
  • Заключение
  • Музыка, кино, образование.
  • StihoPhone.ru

    Боголюбов Ю


  • РЕЖИССЁРСКИЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ

    << назад - 1 - 2 - дальше >>

    “Метод действенного анализа представляется мне самым совершенным на сегодняшний день приёмом работы с актёром, венцом многолетних поисков Станиславского в области методики... Станиславский пришёл к выводу, что только физическая реакция актёра, цепь его физических действий, физическая акция на сцене может вызвать и мысль, и волевой посыл, и в конечном счёте ту эмоцию, чувство, ради которого и существует театр. Была найдена наконец изначальная отправная точка в процессе, который безошибочно ведёт актёра “от сознательного к подсознательному”. Система Станиславского - самая реалистическая система в творчестве, потому что она строится по законам самой жизни, где существует нерасторжимое единство физического и психического, где самое сложное духовное явление выражается через последовательную цепь конкретных физических действий.” 1

    Здесь Г.А.Товстоногов сформулировал самую суть метода: действие является единым психофизическим актом, закономерности которого необходимо перенести в жизнь персонажей, ибо “логика самой жизни в её наиболее существенных проявлениях является единственным критерием при создании логики сценического поведения образа” 2 .

    Что даёт действенный анализ для понимания чеховского подтекста? “...Люди редко распахивают и показывают свою душу такой, какова она есть на самом деле. В большинстве случаев они прячут свои переживания, и тогда внешняя личина обманывает, не помогает наблюдателю...” Так ведут себя и чеховские герои. “...Когда внутренний мир наблюдаемого вами человека вскрывается через его поступки, мысли, порывы, под влиянием предлагаемых жизнью обстоятельств, - следите внимательно за этими поступками и изучайте обстоятельства... спрашивайте себя: “Почему человек поступил так или иначе, что было у него в мыслях?” (...) Но бывает так, что внутренняя жизнь наблюдаемого человека не поддаётся нашему сознанию, а доступна лишь интуиции. В этом случае приходится проникать в глубокие тайники чужих душ и искать там материал для творчества с помощью, так сказать, щупальцев собственного чувства.” 3 Это можно отнести и к наблюдению за литературным героем.

    Действенный анализ включает в процесс восприятия нашу человеческую природу, житейский опыт, обыденное сознание, то есть тот контекст, в котором слово обретает свой смысл. Часто такое включение происходит само собой, но иногда для этого требуются дополнительные усилия, специальные приёмы. “Благодаря методу действенного анализа мы имеем возможность на самом первом этапе работы переходить так сказать, к “разведке телом”. Важно руками, ногами, спиной, всем своим физическим существом внедряться в пьесу и разведывать её.” 4

    1 Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Т. 1. Л - 1984, стр. 238, 240.

    2 Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т. Т. 2. М - 1954, стр. 36.

    3 Там же - ссылка 2, стр. 130.

    4 Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Т. 1. Л - 1984, стр. 240.

    << назад - 1 - 2 - дальше >>
    Реклама:
  • Коньячный бриллиант обозначает легкий коричневый оттенок
  • Действенно-психологический анализ пьесы Чехова "Чайка"
    Copyright ©Bogoliubov Yuri All rights reserved. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.