"Чайка" А. П. Чехова
Действенно-психологический анализ пьесы Антона Павловича Чехова "Чайка"

  • Литература
  • 1 - Главная
  • 2 - Действенно-психологический “Чайки” анализ как основа литературоведческой интерпретации
  • а - Подтекст или “подводное течение” пьесы
  • б - Режиссёрский анализ пьесы
  • в - Психологическая основа действенного анализа
  • г - Некоторые особенности передачи информации о поведении героев "Чайки"
  • 3 - Результаты действенно-психологического анализа
  • а - До выхода на сцену
  • б - 1 акт
  • в - 2 и 3 акты
  • г - 4 акт
  • Заключение
  • Музыка, кино, образование.
  • StihoPhone.ru

    Боголюбов Ю


  • охлаждающая жидкость для плазматрона купить
  • До выхода на сцену

    << назад - 1 - 2 - дальше >>

    Но у Треплева есть и другие воспоминания, где казённая сцена заменилась на известную актрису, богомольные балерины - на артистов и писателей, жрецов святого искусства, Некрасов - на “Даму с камелиями” и “Чад жизни”, появились 70 тысяч в банке. Это уже период работы на частной сцене, который для Аркадиной связан с успехом, славой, а для Треплева - с потерей материнской любви. У Аркадиной появилось множество поклонников, сын становится помехой, она удаляет его от себя. Возможно, впервые это было 11 лет назад: “когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три...”

    Успеху предшествовало ещё одно важное событие - возвращение Аркадиной в родное имение: “Лет 10 - 15 назад (эти цифры даны в пьесе дважды!), здесь, на озере, музыка и пение слышались непрерывно почти каждую ночь”. Возвращение позволило Аркадиной перевести дух, почувствовать себя человеком после казённой сцены, где “господствовали нравы, слишком напоминавшие о крепостничестве” 1 . Подобную ситуацию психологически точно описал М.Е.Салтыков-Щедрин в “Господах Головлёвых”, когда Анниньку “отрезвил на минуту приезд в Головлёво... она вдруг почувствовала себя “барышней”. Припомнила, что у неё есть что-то своё: свой дом, свои могилы”, хотя она уже не смогла изменить “однажды сложившегося хода жизни” 2 . Положение Аркадиной было куда завиднее: в театре намечались реформы, брат занимал приличное положение в обществе. Сорин, скорее всего, и при жизни родителей был благосклонен к сестре, которая сделала то, на что он оказался абсолютно неспособен. Всё это позволило Аркадиной, перейдя на коммерческую сцену, изменить своё положение в театре. С приходом успеха появилась возможность утвердить своё служение человечеству через “святое искусство”. В сознании Треплева оно соединилось с потерей материнской любви, ревностью к её поклонникам и любовникам, потому он так ненавидит “современный театр” и “всех знаменитостей”.

    Успех пришёл к Аркадиной, когда ей было 28 - 29 лет. Начался период богатых поклонников, не на казённой же сцене она заработала 70 тысяч. Дорн в то время, пожалуй, оказался единственным человеком, отнёсшимся к ней не как к “актрисе”, поэтому роман с ним выгодно отличался от всех других отсутствием меркантильных мотивов и Аркадина питает к нему искренние чувства. Кроме того, она не раз нуждалась в его помощи: “Лет десять - пятнадцать назад, вы помните, во всей губернии я был единственным порядочным акушером. Затем всегда я был честным человеком”. В жизни Дорна, прожитой “разнообразно и со вкусом”, этот роман тоже был ярким событием. Он ждал её каждое лето, прерывая на это время связь с Полиной Андреевной, а Аркадина всегда приезжала в имение одна.

    Теперь самое время подойти к Тригорину, которого Аркадина привезла с собой. Чем он отличается от предыдущих её любовников? Почему его так ненавидит Треплев?

    Аркадина бывает в имении каждый год - это ясно из её слов: “Каждое лето так, каждое лето меня здесь оскорбляют”. Тригорин здесь впервые: он интересуется, много ли в озере рыбы, Сорин расспрашивает о нём Треплева, Аркадина представляет ему Дорна. Из происходящих далее событий видно, как держится Аркадина за Тригорина, как боится его потерять. Трудно представить, что она могла оставить его одного, так как известного писателя тотчас бы прибрал кто-нибудь к рукам, тем более, что он и сам не прочь ввязаться в новое приключение. Следовательно, связь их длится не очень долго.

    Посмотрим, что говорит о них Треплев: “...открыто живёт с этим беллетристом, имя её постоянно треплют в газетах...” Что его так возмущает? За 10 лет можно было привыкнуть к тому, что у матери есть любовники. Но с Тригориным она живёт “открыто”, более того, даже афиширует это, наконец, привозит его с собой в имение. Раньше её отношения с мужчинами не нуждались в таком показном характере, но нельзя забывать, что Аркадиной уже 43 года, поддерживать успех (а наличие множества поклонников - неотъемлемая часть её театрального успеха) становится всё сложнее. Больше денег требуют наряды и организация триумфов. Это повлекло уменьшение помощи 23-24-летнему сыну и привлечение к себе молодого беллетриста. Теперь у ненависти Треплева появился конкретный объект - Тригорин. Начались “вылазки и шпильки”, которые окончательно испортили отношения матери и сына. Она вообще перестала давать ему деньги, после чего Треплев вынужден был уйти из университета, а так как ни к какому труду приспособлен не был, то поехал к дяде в имение.

    Обратившись к цензурной истории “Чайки”, мы увидим, что отношение Треплева к любовной истории матери вызвало наибольшее неудовлетворение. Цензор требовал, чтобы “Треплев совсем не вмешивался в вопрос о связи Тригорина с его матерью и как бы не знал о ней...” 3 Если бы такие изменения были внесены в пьесу, это обессмыслило бы её. “Чехов настойчиво подчёркивал, что “сын против любовной связи”, причём, хотя это “ видно прекрасно по его тону”, он считал нужным сохранить открытую форму неприятия отношений его матери с беллетристом.” 4 Примечательно, что цензора испугал не идейный спор, а его склочный характер, принижающий героев.

    Интересна позиция самого Тригорина. Если проанализировать его поведение в романе с Ниной, когда он “как-то ухитрялся и тут и там”, взяв во внимание недолговременность отношений с Аркадиной, логично предположить, что он ещё не до конца расстался с прежними привязанностями. Привоз его на 2-3 недели в имение должен способствовать этому. Тригорин сопротивляется, отстаивая своё право на маленькие безумства. Безобразное поведение Треплева помогает ему в этом, поэтому отношение к спектаклю у Аркадиной и Тригорина прямо противоположное. Постановка была рассчитана только на мать. Приезд беллетриста был неожиданностью даже для сына. Если бы он знал об этом заранее, то не утаил бы от Нины, которая свой вопрос: “Он молод?” - задала бы гораздо раньше. По замыслу Треплева спектакль, в отсутствие соперника, должен вернуть ему расположение матери и если не денежную помощь, то хотя бы содействие в литературной карьере. С приездом Тригорина всё изменилось. Аркадина против пьесы, потому что чувствует антитригоринскую направленность “новых форм”, что даст ему хороший повод уехать отсюда.

    Теперь немного прояснилась расстановка сил к началу первого акта. Упрощённо её можно представить следующим образом. Аркадиной нужно нейтрализовать Треплева и его “новые формы”, провалив пьесу, а Тригорину на руку успех постановки или какой- нибудь скандал. С ним вполне солидарен Дорн, а Полина Андреевна на стороне Аркадиной. Маша, в случае удачи литературных начинаний Треплева, теряет его, а Медведенко избавляется от помехи.

    Итак, три любовные пары, появляющиеся в первом акте, находятся в состоянии конфликта по отношению к центральному событию. Шамраев, действуя назло жене, занимает в этом конфликте противоположную ей позицию, а Сорин, желающий затянуть племянника в своё сонное царство, пассивно мешает ему.

    Нина и Треплев оказались как бы между двух огней, но и у них разные цели, поэтому провал пьесы ничуть не помешал Нине добиться своего успеха. Конкретные формы проявления конфликта становятся понятны после восстановления более узкого круга обстоятельств жизни героев, но уже сейчас видно, что при действенно-психологическом анализе сюжет не теряет своего единства, а выстраивается в стройную картину, где нет ни одного лишнего штриха.

    1 См. об этом Роскин А.И. Статьи и очерки. М - 1959, стр. 149

    2 См. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч. в 10 т. Т. 6. М - 1988, стр. 137.

    3 Чехов А.П. Полное собр. соч. и писем в 30 т. Т. 13. М - 1978, стр. 363.

    4 Там же, стр 363.

    << назад - 1 - 2 - дальше >>

    Реклама:

  • Действенно-психологический анализ пьесы Чехова "Чайка"
    Copyright ©Bogoliubov Yuri All rights reserved. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.