"Чайка" А. П. Чехова
Действенно-психологический анализ пьесы Антона Павловича Чехова "Чайка"

  • Литература
  • 1 - Главная
  • 2 - Действенно-психологический “Чайки” анализ как основа литературоведческой интерпретации
  • а - Подтекст или “подводное течение” пьесы
  • б - Режиссёрский анализ пьесы
  • в - Психологическая основа действенного анализа
  • г - Некоторые особенности передачи информации о поведении героев "Чайки"
  • 3 - Результаты действенно-психологического анализа
  • а - До выхода на сцену
  • б - 1 акт
  • в - 2 и 3 акты
  • г - 4 акт
  • Заключение
  • Музыка, кино, образование.
  • StihoPhone.ru

    Боголюбов Ю


  • Результаты действенно-психологического анализа

    В этой части работы использованы режиссёрские материалы Владимира Алексеевича Борисова.

    До выхода на сцену

    << назад - 1 - 2 - дальше >>

    Изложение результатов анализа трудно вести по какому-то одному принципу. Если за основу принять временную последовательность событий, то будет непонятен создаваемый ими контекст. Идя по персонажным линиям, мы то и дело будем возвращаться к одним и тем же событиям. Чтобы сохранить логическую последовательность и сделать изложение лёгким для восприятия, его лучше вести по типу разматывания запутанного клубка: начав с наиболее важных событий, постепенно вводить новые факты, необходимые для их понимания.

    Основным событием первого акта является треплевская постановка. Она не просто сводит всех героев вместе, на ней перекрещиваются их интересы. И если есть равнодушные к самой пьесе, то нет равнодушных к её успеху или провалу. Поэтому для нас пока безразлично, гениальна пьеса Треплева или бездарна, важно - зачем он её ставит, как это меняет жизнь каждого действующего лица и почему она провалилась.

    На вопрос, зачем делается спектакль, сам Треплев ответил бы так: “Нужны новые формы” 1. Но, кроме самой постановки, ни один его поступок не направлен к этой цели. Следовательно, “новые формы” - средство достижения других целей. Что же это за цели? Так, потянув за ниточку, мы начинаем распутывать сложный клубок взаимоотношений, порой уводящий нас далеко в прошлое героев.

    Почему Треплев живёт в имении Сорина, где чувствует себя “нахлебником”, “приживалом”, “стыдится и боится своей праздности... ему кажется, что он лишний в доме”? Почему не уедет в город? Ответ очевиден - для этого у него нет денег: “один и тот же сюртучишко он таскает три года, ходит без пальто...” Пока всё логично, идём дальше: “Вышел из третьего курса университета по обстоятельствам, как говорится, от редакции не зависящим... денег ни гроша...” Стоп! А на что он жил, когда учился? Если в период учёбы он сам содержал себя, то почему не смог это сделать, занимаясь литературой, и сел на шею Сорину? Очевидно, что раньше мать выделяла Треплеву на жизнь и что эта поддержка по какой-то причине прекратилась. То есть в поведении Аркадиной произошли изменения, у которых должны быть свои причины. Чтобы понять их, посмотрим, как достались ей слава и семьдесят тысяч в банке.

    А достались они не легко, и не сразу Аркадина стала такой, какой мы видим её в пьесе. В первом акте ей 43, а Треплеву - 25. В 17 лет она сбежала от родителей с актёром, “киевским мещанином”, вскоре у них родился Костя. Муж оставил её с ребёнком, устроив на казённую сцену. Надо заметить, что он поступил порядочнее Тригорина, который, ничему Нину не научив, пустил “по провинциям”. Скорее всего, как и у Нины, связь с домом у Аркадиной была прервана. Важно заметить, что она была поздним ребёнком (на 17 лет младше своего брата). Это должно было наложить определённый отпечаток на её характер, усилить трагедию родителей и, соответственно, их отвержение дочери. О трудных для Аркадиной временах можно узнать из слов Треплева: “Помню, очень давно, когда ты ещё служила на казённой сцене, - я тогда был маленьким, - у нас во дворе была драка, сильно побили жилицу-прачку... ты всё ходила к ней, носила лекарства, мыла в корыте её детей... Две балерины жили тогда в том же доме, что и мы... Ходили к тебе кофе пить... Богомольные они такие были”.

    В памяти сына остались не только яркие события, связанные с дракой, но и сознание того, что мать служила на казённой сцене. Это указывает нам на театральную реформу в начале 80-х годов. Если соотнести время действия “Чайки” со временем её написания, получится, что Аркадина играла на казённой сцене не менее 10 - 12 лет. Столько времени она не имела настоящего успеха, жила по постоялым дворам и у неё бывали не “писатели и артисты”, а “две богомольные балерины”. Сцена в то время не давала ей должного морального удовлетворения, поэтому, с одной стороны, подобно брошенной Тригориным Нине, Аркадина впала в служение “святым идеям”, ради которых сбежала из дома, с другой - вся её любовь была направлена на сына: “...я люблю тебя так же нежно и беззаветно, как в детстве” - говорит он.

    О побеге Аркадиной стоит сказать подробнее. Не случайно в сознании Треплева стоят рядом: “...за больными ухаживает, как ангел...” и “...отхватит тебе всего Некрасова наизусть...” Всё это связано с одним периодом жизни, дорогим для Треплева и Аркадиной: сын вспоминает о благодеяниях матери, чтобы польстить ей, вернуть к прежней любви.

    Некрасов здесь оказался не ради красного словца. Он проясняет нам некоторые обстоятельства побега. Если Треплев морочил голову Нине идеями о “мировой душе”, популярными в середине 90-х, то в конце 60-х (побег приходится примерно на 68 - 69 год) самым благоприятным материалом, чтобы соблазнить молодую девушку, были демократические идеи. Достаточно вспомнить героинь Чернышевского, Тургенева, заполонившие театр того времени пьесы “с направлением”, на фоне которых происходило становление Аркадиной. Сбежав от родителей и оставшись одна, Аркадина пошла не по рукам, к чему близка Нина в конце четвёртого акта, а к “униженным” и “обиженным”, и ещё долго сохраняла верность прежним идеалам.

    1Здесь и далее в кавычках без указания источника выделены цитаты и выражения из “Чайки” А.П.Чехова.

    << назад - 1 - 2 - дальше >>

    Реклама:

  • Действенно-психологический анализ пьесы Чехова "Чайка"
    Copyright ©Bogoliubov Yuri All rights reserved. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.